Новости и статьи

Журнал «Эксперт Сибирь» провел исследование рынка бизнес-образования

20 Июня 2011 года
Журнал «Эксперт Сибирь» провел исследование рынка бизнес-образования 325
В июньском спецвыпуске журнала «Эксперт Сибирь» опубликованы данные исследования сибирского рынка бизнес-образования и экспертные мнения ключевых его участников. Представлены сравнительные данные за 2008-2010 годы: наиболее востребованные темы обучения, продолжительность программ, количество и должности обучающихся.

В нынешнем году все эксперты отмечают рост рынка обучения, увеличение числа запросов от компаний. Топ наиболее востребованных программ в регионе остается неизменным: на первом месте стоят тренинги и семинары по организации продаж, на втором – управление предприятием, третье место занимают программы личностного развития.

Своими оценками ситуации на рынке бизнес-обучения делятся работающие на нем поставщики услуг, в том числе эксперты бизнес-школы «Самолов и Самолова».

— Ульяна Самолова, президент:

«Рынок бизнес-образования в России географически поделен на три уровня. Первый – это Москва, второй – промежуток от Москвы до Урала, и третий – все остальное. Эти рынки совершенно разные, каждый живет по своим специфическим законам, везде разные стратегии работы.

Порядка 80 процентов нашего рынка находится в Москве, около 15 – в остальных городах центральной части и Урала. Только 5 процентов приходится на Сибирь и Дальний Восток.

Особенно хорошо видно состояние рынка по требованиям заказчика: в Новосибирске клиента в первую очередь интересует цена, а не эффективность. В столице же стоимость – последний вопрос в переговорах. Сибирские тренинговые компании привыкли к выживанию, а москвичи, делая попытки зайти на региональные рынки, не могут их обнаружить. Провинция радушно принимает столичных провайдеров, приглашает на многочисленные встречи, просит посмотреть наработки – а потом передает их своим hr-специалистам, а те проводят внутреннее обучение «по столичным программам».

Надо понимать, что обе стороны участвуют в процессе. Когда мы работаем в крупных компаниях со службами персонала, зачастую видим, что они совершенно не понимают, как строится учебный процесс – например, заказывают для своих топов тренинг «Принятие управленческих решений», хотя те еще не научились оперативному управлению. Мы со своей стороны должны задавать стандарты. Один тренинг разрабатывается два–три года, и мы не можем сиюминутно разворачиваться вслед за спросом. HR-специалисты любят изучать модели с громкими названиями: модель Адамса, модель Маслоу, но объединять их в систему и прикладывать к бизнес-процессу своей компании они не умеют. А мы должны научить их оптимальным для их конкретных рабочих процессов схемам. Мы должны слушать клиентов, но слышать не заявки, а проблемы».

— Иван Самолов, директор по маркетингу:

«В Сибири на рынке бизнес-тренингов очень сложно говорить о сегментации. Он слишком маленький, оборот компаний не превышает миллиона долларов в год. Чтобы хоть как-то выжить, большинство берется за любые запросы, будь то обучение официанток или развитие топ-менеджеров. При этом сомнительным образом разрабатываются программы: ни одна тренинговая компания не проводит исследования, на основе которых разрабатывались бы тренинги. Это приводит к хаосу на рынке, когда важно не решить задачи клиента, а продать ему как можно больше тренингов. В Москве спрос на обучение растет в геометрической прогрессии. В Сибири такое не предвидится, здесь мало крупных клиентов, особенно тех, у которых развита культура обучения.

Наш отдел исследований ежегодно проводит оценку рынка краткосрочного бизнес-обучения. Например, стоимость двухдневного тренинга для руководителей в Новосибирске составляет от 50 тысяч до 90 тысяч рублей. При этом многие охотно идут на большие скидки и различные бонусы, например, бесплатно «посидеть» на открытом тренинге. Стоимость в столице от 160 тысяч до 280 тысяч рублей. Есть отдельные бизнес-тренеры, которые стоят до 450 тысяч за тренинг.

Сибирский тренинговый рынок будет еще долгое время вариться в себе: столичные коллеги не рвутся в регионы, особенно за Урал».

Более подробно с результатами исследования и мнениями экспертов можно познакомиться в спецвыпуске журнала «Эксперт Сибирь. Рейтинг» № 1 от 20 июня – 17 июля 2011 года или на сайте издания.



Рассказать друзьям Обсудить в Facebook

Подписаться на ежемесячную рассылку Samolov Group

Подтверждение подписки

Благодарим вас за интерес к нашим новостям!


Для подтверждения подписки, пожалуйста, перейдите по ссылке в письме, которое мы выслали на указанный вами электронный адрес.